Чёрный гримуар

 
Викка. Гондвана. Джаггир. Трансантропология.
Главная » 2014 » Март » 29 » По следаи Имболка
15:20
По следаи Имболка

О древности и гуманизме праздника Старой Европы.

 

Гуманизм

 

Имболк, один из основных праздников священного календаря Старой Европы, отмечался 2 февраля. В ряду других подобных ему по значимости календарных дат, он вводит нас в очень древнюю и глубокую традицию, предшествующую христианской. Но так как отмечают праздники люди вполне современные, они, несомненно, привносят в них то, что отсутствовало ранее. Речь идет о гуманизме, являющимся дефицитом в том числе и для тех религий, которые у нас в стране условно принято называть «традиционными». Гуманизм этот проявляется прежде всего в акценте на свободе духовного выбора и самостоятельности в избирании форм выражения единения с Богом и с сакральным Космосом. Нет единых для всех общеобязательных молитв и ритуалов, которые были бы вменены свыше в исполнение религиозному сообществу. Тем более, нет таких «привилегированных» религий, поддержка которых всей силой государственного влияния была бы хоть как-то оправдана с позиции священной реальности.

За этим влиянием, особенно на постсоветском пространстве, стоит совершенно материалистическое желание манипулировать сознанием и чувствами миллионов людей. Вот так и появляются «православные атеисты» в Беларуси, которые заставляют мыслить о правоте и истинности религии в зависимости от количества храмов, святых мест и проведенных канонизаций. Неудивительно, что главный белорусский «православный атеист», коему принадлежит сомнительная честь появления данного понятия на свет, недвусмысленно заявляет, что не поведет «свой народ» за цивилизованным миром. Самое психологически уродливое здесь заключается даже не в неприязненном отношении к цивилизованному миру. В конце концов, человек, напрочь забывший об азах, которым учили его на историческом факультете, может употреблять понятие цивилизации в каком-то своем, известном лишь ему смысле. А безобразно именно то, что он называет белорусским народ фактически своей собственностью: еще один штрих к раскрытию феодальной сущности авторитарно-подданических отношений в стране. Вот здесь гуманистический потенциал возрожденных и обновленных европейских традиций, всей своей сакральной мощью будет противостоять морально загнивающему политическому тоталитаризму. И это не может не касаться страны, географически находящейся в центре Европы. К сожалению, в настоящее время лишь географически…

 

 

Бригид

 

Имболк является днем пробуждения Бригид, которая приводит в действие живительные силы природы. Она символизирует растущую фазу Великой Богини. Вместе с пробуждением Бригид Имболк приносит людям эмоциональное и духовное пробуждение. Бригид изображается в виде юной девы, и ее образ указывает на чистоту и обновление окружающего пространства. Юная Бригид, предвосхищающая скорое наступление весны, несет людям надежду на возрождение. Согласно преданию, эта богиня выходит замуж за Луга, молодого бога солнечного света, и как тут не вспомнить символический смысл образа Спящей красавицы, воплощенного в известной поэме А.С. Пушкина? Следует отметить, что обновление, которое несет Бригид, пробуждающая дремлющие силы природы, касаются не только природных, но и всех иных сторон жизни, присущих человеку и социуму.

По всей очевидности духовные инспирации Бригид влияют и на социально-политическое существование людей. Существуют общеизвестные устойчивые термины, возникшие для описания процессов, повлекших за собой демократизацию общественной жизни. Приведем в качестве примера «пражскую весну», «эпоху оттепели», и, наконец, «жасминовые революции» в арабских странах. Интересно, что все они имели свое начало в преддверие Имболка, и находили свое дальнейшее развитие. Что ж, остается пожелать подобного развития событий  и для всего постсоветского ареала, и в особенности для Беларуси. Так как же с празднованием Имболка у славян, существуют ли значимые параллели?

 

Громницы

 

Именно этот праздник находится в полном соответствии с Громницами, широко известными среди белорусов. Как и на Западе, в Громницы жгли свечи, которые считались оберегом от гроз. Полагалось, что по треску свечей можно определить, окажется лето спокойным, или же погода будет преподносить различного рода неожиданности. Считается, что в Громницы встречаются зима с весной. В Громницы впервые запевали «песни-веснянки», но делали это тихо и как бы робко, дабы не спугнуть приближение весны.

Тем не менее, встреча Зимы и Весны не сулило ничего, кроме битвы. Считалось, что в этот день, Зима, которая стареет и становится символом всего, что связано с косностью существования, дает отчаянный бой выезжающей на солнечную тропу Весне. Потому в день Имболка производили закликание Солнца и устраивали известные национальные игры «зимоборы», у которых существует еще и другое, общеизвестное название – «стенка на стенку». Нам остается выразить уверенность, что силы Бригид в итоге одержат победу, хотя бы потому, что они содействуют эволюции осознания. В полном соответствии с природными и священными циклами. И в природном, и в социально-политическом планах существования. Тогда в Беларуси, наконец, наступит Весна!..

 

Георгий Корженевский

Опубликовано в газете «Витебский курьер», 9 февраля 2012 года, № 5 (110).

Категория: Колесо года | Просмотров: 299 | Добавил: george_korzhenewsky | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: