17:49 Остара | |
О некоторых символических и психоэзотерических аспектах очередного праздника в цикле священного календаря Старой Европы. Остара соответствует Дню Весеннего Равноденствия, наступающего, как правило, 21 марта. Весеннее Равноденствие является временем суток, в котором светлый и темный периоды уравниваются, и далее свет будет одерживать победу. Смысловое содержание Остары актуально вплоть до следующего праздника в рамках сакрального цикла – Белтайна, а он состоится 1 мая. До Белтайна Великая Богиня, воплощающая в себе природные и космические силы, выступает в образе Девы. На северо-западе Европы мы знаем ее под именем Эостра. Образ Бригид, характеризующий Имболк, воплощает человеческое восприятие пробуждающейся природы, но все же не имеет прямого отношения к человеческой деятельности. Что же касается Эостры, ее образ более тесно связан со сферой деятельности людей, а именно с плодородием и надеждой на богатый урожай. Приведем иные, созвучные имена этой богини в других культурах, которые читателям могут быть даже более известны: Астарта, Астрея, Иштар, Эос… Но в любом случае, дабы заручиться ее поддержкой и получить богатые всходы как в материальном, так и в духовном планах, следует очиститься от всего старого и ненужного.
Чистимся…
Остара как раз и является днем очищения. Это справедливо, как мы уже сказали, для всех уровней существования. Данный обычай берет начало в сельской местности, когда люди очищали свой сад после зимы от мусора и старых растений, освобождая место для новых. Очень хорошим обыкновением стало очищение своего жилища от всего, что является лишним, как в деревенских, так и в городских бытовых условиях. Это дает возможность обновления на энергетическом уровне, ибо физическое очищение разгоняет застоявшиеся энергии. Уборка дома приводит в порядок прежде всего самих хозяев, и тогда появляются новые мысли, свежие идеи и проекты.
Шоколадный заяц
Лунный заяц богини Эостры откладывает яйца, что символизирует святость и обновление жизни. Зайцы и кролики вообще являются широко распространенными мифологическими персонажами. Они символизируют плодовитость и жизнелюбие. Понятно, что в свете наступившей весны это весьма актуально. В Древней Греции кролики состояли в свите Афродиты – одной из древнейших богинь, истоки образа которой куда старше Зевса. Лунная заячья атрибутика понятна, особенно исходя из того, что в свете современной науки Луну все чаще называют «колыбелью жизни». Луна символизирует женское начало, тогда как Солнце – мужское, и она имеет значительную взаимосвязь с женским организмом. В самых разных традициях подчеркивается влияние Луны на женскую плодовитость. Предполагается, что именно ее воздействие «запустило» процессы, повлиявшие на возникновение жизни на нашей планете.
Что же касается зайцев, они отличаются игривым нравом, а согласно общеизвестным подсчётам, если дать волю кроликам беспрепятственно размножаться, через 90 лет на каждом квадратном метре планеты Земля будет по кролику. Христианские обычаи, связанные с пасхальными яйцами и пасхальным кроликом, имеют своими истоками именно языческий миф и взгляд на реальность. До сих пор существует обычай положить в день Весеннего Равноденствия рядом с подушкой ребенка маленького шоколадного зайца – подарок богини Эостры в этот праздник.
Благовещение
Праздник Остары имеет также связь с древнейшими дионисийскими ритуалами, в которых выражалась вся полнота и изобильность существования. Но мы сейчас перейдем к христианскому мифу, который производит акцент на сфере внутренней жизни, пусть иногда даже и в ущерб внешнему плану существования. Тем не менее, несмотря на определенную оппозицию органическому началу бытия, в своем смысловом выражении цикл христианских праздников от Благовещения до Воскресения Христова, в полной мере соответствует реальности обновления, выраженной и в природной жизни. Как известно, Благовещение рассказывает об истории, согласно которой Бог послал архангела Гавриила, известившему Деву Марию о будущем рождении ею сына. Согласно католическому календарю, празднование этого события максимально приближено к Остаре и производится 25 марта. Православная церковь, использующая юлианский календарь, отмечает этот день 7 апреля. Символизм очищения и обновления, являющийся столь значимым в русле праздника Благовещения, очевиден. Пречистая Дева Мария воспринимается как «Новая Ева». Если смерть пришла через Еву, то возможность искупления и обретения жизни вечной – через Марию. Так, по словам св. Августина, через женщину пришла смерть, и через женщину – жизнь. Интересно отметить, что дата 25 марта ровно на девять месяцев отстоит от 25 декабря, когда отмечается Рождество Христово. Более того, если говорить далее о сакральном символизме христианского календаря, 25 марта является датой сотворения человека. Таким образом, согласно христианской традиции, человек, обремененный первородным грехом, искупляется и воссоздается в то же время, в которое он был создан первоначально. Так начинается новая эра искупления. Кстати, если Деву Марию, родившую Искупителя, называют Новой Евой, то еще более распространено определение самого Иисуса Христа как Нового Адама.
Обычаи
Обновление, которое приносит Остара, издревле связывалось с «отворением земли». Оно осмыслялось не только как благостное, ибо обещало рост злаков, но и как таящее в себе известного рода трансфизические угрозы. Проводились обряды изгнания змей, издревле считавшихся состоящими в родстве с нечистой силой, ибо образ змея являлся центральным в библейском мифе о грехопадении. Считалось, что именно в Остару «раскрывшаяся» земля выпускает наружу зимовавших гадов – змей, лягушек, жаб и проч. Существовало даже сопряжение обычая очищения дома и обряда изгнания змей. Так, собранный мусор, накопленный в доме и во дворе, разбрасывался вместе с навозом вокруг дома и поджигался. Для усиления отпугивания как вполне материальных змей, так и вредных мистических сущностей, люди ходили вокруг дома с медными колотушками и били по камням. При этом запрещалось убивать змей – замечательное свидетельство того, что люди, живущие в условиях естественной среды, обладают тонким чувствованием необходимости сохранения как природного, так и мистического баланса! Моральный же смысл описанного обряда заключался в том, что змеи, как физические, так и являющиеся воплощением нечистой силы, куда охотнее кусают тех, кто подвержен порокам скопидомства и жадности. Таким образом, совокупность обычаев и обрядов, связанных с Остарой, несёт в себе идею упорядочения сществования. Но это не принудительный и замшелый порядок в виде домостроевского самодурства или государственного террора. Он раскрывает для человека особый смысл его существования, выражающийся в необходимости постижения всего многообразия и стихийного буйства космической жизни в осознании ее целостности, непротиворечивости и единства.
Георгий Корженевский | |
|
Всего комментариев: 0 | |